There's no point to living if you can't feel the life(c)
От меньше градуса к больше градуса, не трогая самые слабоалкогольные напитки, где содержание этанола не превышает пару градусов. Ибо такие как были распространены на всей территории бывшего Советского Союза, так и до сих пор там распространены, о зарубежных аналогах кваса и кефира (теперь ещё и айрана, спасибо Республике Крым, но почему-то не кумыса, скажем своё фи государствам Средней Азии) мне известно чуть менее чем ничего.
пивоИтак, пиво. Продукт, получаемый сбраживанием (в районе нескольких недель) злакового сырья, итоговая крепость от 4 до 7 градусов, с отдельными исключениями выше и ниже. До конца Советского Союза мы знали только один вид пива, также известный как Жигулевское. Ячменное сырьё, низовое сбраживание, крепость в районе 3-4 градусов, напиток хорошо утоляет жажду и на жаре столь же хорошо развозит, всё по ГОСТу. Тем временем в Европе (особенно, в западной) производили (и до сих пор производят) самые разные сорта лагера и эля (верховое сбраживание), как из ячменного сырья, так и из пшеничного. В Штатах (не которые Голландия) в то же время массово (на уровне нашего Жигулевского) производили несколько видов лагера и, в дополнение, существовала традиция оставлять один кран для местного производства, у которого не было ограничений по типу и качеству, но хранилось оно как положено разливному. Да, батл бутылочное/баночное vs. разливное у нас возник только в этом веке, у них же его не было вообще. Да и до сих пор нет. По причинам, которые здесь рассматриваться не будут.
После окончания Союза и спустя переходный период пивоварение более-менее устаканилось и в нашей стране. Есть море небольших пивоварен (в разных регионах), отнюдь не море пивзаводов разливного, по пальцам можно пересчитать крупный бизнес, что и производит в настоящее время основную массу бутылочно-баночной продукции. Которая, в большинстве своём, не способна конкурировать с Европой, способна конкурировать с Штатами (которые всё равно сюда не едут) и успешно конкурирует друг с другом и с морем разливного. Причём с последним - исключительно способами "нечестной" конкуренции, потому что это единственный доступный способ. До сих пор существует огромная пропасть между европейским пивом, которое даже в бутылочно/баночном исполнении может по органолептике конкурировать с местным разливным, и отечественным производителем. Sad but true.
То, чего не было в Советском Союзе, но успешно прижилось у нас после его конца - это сидр. Изначально брага из фруктового сырья, с течением времени устаканилось в напиток, получаемый брожением из яблок. Есть ещё елаха, то же самое, но из груш, однако встретить в бутылочной форме его можно редко, а в разливной - ещё реже. Хотя ценители как сидра, так и елахи, у нас в стране уже успели вырасти и оформиться, однако фруктовая брага как была нишевым продуктом, так им и остаётся. На мой взгляд, совершенно незаслуженно.
виноСледующий тип - вино. Продукт, получаемый долгим сбраживанием (от полугода и до в разы выше) виноградного сырья, итоговая крепость 11-14 градусов, отдельные исключения как всегда. Советский Союз был федерацией немаленькой, но виноград рос, увы, только на небольшой его части, поэтому традиции винокурения (несмотря на то, что никто вино не курил и не курит) успешно деградировали за время жизни моей Родины с уровня Европы до уровня "на Кавказе вино - вай! - хорошо, а об остальном не будем". При этом большую часть кавказского вина составляло молодое вино из сладких сортов винограда (не поверите, так экономически проще вино делать, коммунизм тут ни при чём), а остальное... вообще вином не было. Зато громко называлось портвейном (продукт португальского Порту с удивлением на это взирал, но таки кроме очень малой части моряков его никто из советских не пробовал), было дёшево и было советским суррогатом "благородного" напитка. Очень жаль, но традиции употребления этой категории алкогольных напитков было успешно уничтожены советским массовым производством. И даже 30 лет мягкой силы Запада их не вернули.
Итак, по всему миру (тут мы не исключение) принято делить вино на белое и красное, сухое, полусухое, полусладкое и сладкое. Есть ещё креплёное, но это какбе не совсем вино, поэтому забудем о нём. Принципы деления строятся на сортах винограда и способах сбраживания, то есть, это особенности технологии, а не то, сколько спирта или какой колер добавили в готовый продукт. Ибо в нормальный продукт ничего не добавляют, он сам по себе. Отдельно стоит сказать о безалкогольном вине и шампанском, это готовый продукт, который после этого ещё обрабатывают, лишая его конкретно этанола (есть ряд способов). Отечественный "продукт" такого рода к нему не относится, это тупо газировка или разведенный сок (даже не всегда виноградный), зато в Европе это норма, для тех, кому алкогольное нельзя, но хочется. У всех типов вина есть традиции употребления, пища (не путать с закуской, вино закусывать не требуется), с которой лучще это вино пьётся, время употребления, количество и так далее.
Как и с пивом, винодельческая промышленность у нас прошла аналогичный путь из советских терний в... ещё большие тернии, но тут, увы, помогла наша власть. Почему "увы"? Смотрите сами. Для того, чтобы виноград начал давать плоды, пригодные для изготовления вина, нужно не меньше 5 лет (знаете, как если яблоню саженцем на даче посадить, она не даст кучу яблок на следующий год). Весь этот срок почву нужно удобрять, поливать и всё такое прочее. Собранный виноград выжимается, ферментируется и выдерживается после этого в деревянных бочках от полугода до пяти лет. И только после этого вино называется таковым, разливается по бутылкам и идёт на продажу. То есть, для получения продукта, который хотя бы отдаленно приближен к европейскому (где виноград выращивается сотни лет и уже есть вся инфраструктура для создания вина) требуется срок в районе 10 лет. А теперь представим, пусть и чисто умозрительно, отечественного бизнесмена, который берёт кредит на 10 лет для создания вина. Неасилит, адназначна. Точнее, осилит, но его продукт будет через 5 лет, очень молодым, кислым, и, мягко говоря, несравнимо хуже европейского качества, и это с учётом того, что его ещё и государство субсидирует. А оно его субсидирует. А европейскому, в дополнение, ещё и акциз вкручивает.
Поэтому наш производитель стремится не восстанавливать общемировые традиции, а следовать советским. Иесть было вино во всём его многообразии от зарубежных виноделов и в большинстве своём сладкое и молодое вино, но российского производства. Что в этом самое неприятное, так это то, что российские дистрибьюторы тоже следуют традиции и предпочитают закупать также сладкое и подешевле из зарубежного. Ибо вино "традиционно" женский напиток, а девочки предпочитают сладенькое. И тут "дорога в две стороны", российские потребители, оставшись без любимого напитка, либо переходят на что-то иное, либо "предпочитают" то, что продаётся. Ибо мнение потребителей, столь же "традиционно" никто не спрашивает. И, конечно, благодаря "помощи" государства хорошее качественное вино постепенно стало стоить столько же, сколько и отчественный шмурдяк. Точнее, шмурдяк стал стоить не меньше качественного напитка, но у действительно хороших вин (независимо от страны производства) цена стала крайне "благородной".
и крепкое (даже водку не забыл)И, наконец, крепкие алкогольные напитки. Их, на самом деле, много и разных, но все они сводятся (если не трогать химпром) к многолетнему выдерживанию самогона на разном сырье. То есть, берём сырьё, ферментируем с участием сахара (опционально) и дрожжей, выдерживаем эн лет в деревянных бочках. Полученный продукт либо сразу разливаем, либо смешиваем с более молодыми версиями (купажируем, если по-умному), чтобы удешевить производство, а затем продаём. Продукт из виноградного сырья называется бренди (в этой стране - коньяк), из пшеничного - виски, из <укажи сырьё> - <укажи название>. Ликёры и настойки в нашей стране - это, чаще всего, продукт химпрома (ибо таки настаивают не на самогоне, а на продукции спиртзаводов), поэтому не будем их трогать.
В советское время практически весь крепкий алкоголь был замещён на водный раствор этанола, 40-процентный, в народе называемый водка. Целиком и полностью продукт химпрома, разные виды водки отличались только чистотой этанола, ГОСТ тому подтверждение. На Кавказе делали бренди, которое почему-то называли коньяк, даже специальный миф на эту тему придумали (будто бы французы из провинций Арманьяк и Коньяк приезжали в Армению и заценили местный бренди), в остальной части Союза просто добавляли в водку ароматизаторы и красители, называя данное убожество коньяком (и тут даже мифа никакого не было).
В отличии от предыдущих двух категорий, переходный постсоветский период сделал крепким алкогольным напиткам исключительно хорошо. Даже водка нынешняя часто не соответствует ГОСТу, ибо количество примесей в ней таково, что это не водка (однако, как и в случае с коньяком, всем плевать). А уж сам виноградный самогон настолько вырос в нашей стране и на Кавказе, что вполне способен на равных конкурировать как с Европой, так и со Штатами (у них, впрочем, картина в принципе иная, так что они эту конкуренцию не ощущают). Как человек, сравнивавший французский коньяк с российским и армянским, могу сказать, что продукция СНГ их VSOP может и обгонять. Вот с XO... не могу оценить, это для меня слишком дорого. В смысле, нерусское слишком дорого, а русское такое ещё попробуй найди.
А вот с пшеничным самогоном картина иная. Увы, но так исторически сложилось, что культура потребления крепких алкогольных напитков в нашей стране... отсутствует. Их пьют, чтобы нажраться, чтобы опьянеть, их не пьют (и не пили), чтобы приятно провести время или же провести вечер в хорошей компании. Традиции у нас другие, причём не то, чтобы советские традиции, а вообще... русские традиции. Поэтому несмотря на то, что в Британии и её бывших колониях у потребления виски сложилась весьма богатая культура, не направленная на опьянение, у нас она прижиться просто не имела шанса. Поэтому даже несмотря на то, что виски в нашей стране производят и оно достаточно успешно продаётся, всё равно отечественные ценители этого напитка будут предпочитать западную продукцию и разорять свои кошельки именно ею. Не потому, что российский виски плох (не ценитель, но я лично никакого негатива к этому отечественному продукту не испытываю), а потому, что вся традиция пития виски нерусская.
А русская... таки коньяк. Чем бы он при этом не являлся фактически. Потому что кроме бренди на виноградном сырье есть, например, ещё и ром на сырье из сахарного тростника. Который, конечно же, не растёт в России, но таки про коньяк уже было озвучено.
пивоИтак, пиво. Продукт, получаемый сбраживанием (в районе нескольких недель) злакового сырья, итоговая крепость от 4 до 7 градусов, с отдельными исключениями выше и ниже. До конца Советского Союза мы знали только один вид пива, также известный как Жигулевское. Ячменное сырьё, низовое сбраживание, крепость в районе 3-4 градусов, напиток хорошо утоляет жажду и на жаре столь же хорошо развозит, всё по ГОСТу. Тем временем в Европе (особенно, в западной) производили (и до сих пор производят) самые разные сорта лагера и эля (верховое сбраживание), как из ячменного сырья, так и из пшеничного. В Штатах (не которые Голландия) в то же время массово (на уровне нашего Жигулевского) производили несколько видов лагера и, в дополнение, существовала традиция оставлять один кран для местного производства, у которого не было ограничений по типу и качеству, но хранилось оно как положено разливному. Да, батл бутылочное/баночное vs. разливное у нас возник только в этом веке, у них же его не было вообще. Да и до сих пор нет. По причинам, которые здесь рассматриваться не будут.
После окончания Союза и спустя переходный период пивоварение более-менее устаканилось и в нашей стране. Есть море небольших пивоварен (в разных регионах), отнюдь не море пивзаводов разливного, по пальцам можно пересчитать крупный бизнес, что и производит в настоящее время основную массу бутылочно-баночной продукции. Которая, в большинстве своём, не способна конкурировать с Европой, способна конкурировать с Штатами (которые всё равно сюда не едут) и успешно конкурирует друг с другом и с морем разливного. Причём с последним - исключительно способами "нечестной" конкуренции, потому что это единственный доступный способ. До сих пор существует огромная пропасть между европейским пивом, которое даже в бутылочно/баночном исполнении может по органолептике конкурировать с местным разливным, и отечественным производителем. Sad but true.
То, чего не было в Советском Союзе, но успешно прижилось у нас после его конца - это сидр. Изначально брага из фруктового сырья, с течением времени устаканилось в напиток, получаемый брожением из яблок. Есть ещё елаха, то же самое, но из груш, однако встретить в бутылочной форме его можно редко, а в разливной - ещё реже. Хотя ценители как сидра, так и елахи, у нас в стране уже успели вырасти и оформиться, однако фруктовая брага как была нишевым продуктом, так им и остаётся. На мой взгляд, совершенно незаслуженно.
виноСледующий тип - вино. Продукт, получаемый долгим сбраживанием (от полугода и до в разы выше) виноградного сырья, итоговая крепость 11-14 градусов, отдельные исключения как всегда. Советский Союз был федерацией немаленькой, но виноград рос, увы, только на небольшой его части, поэтому традиции винокурения (несмотря на то, что никто вино не курил и не курит) успешно деградировали за время жизни моей Родины с уровня Европы до уровня "на Кавказе вино - вай! - хорошо, а об остальном не будем". При этом большую часть кавказского вина составляло молодое вино из сладких сортов винограда (не поверите, так экономически проще вино делать, коммунизм тут ни при чём), а остальное... вообще вином не было. Зато громко называлось портвейном (продукт португальского Порту с удивлением на это взирал, но таки кроме очень малой части моряков его никто из советских не пробовал), было дёшево и было советским суррогатом "благородного" напитка. Очень жаль, но традиции употребления этой категории алкогольных напитков было успешно уничтожены советским массовым производством. И даже 30 лет мягкой силы Запада их не вернули.
Итак, по всему миру (тут мы не исключение) принято делить вино на белое и красное, сухое, полусухое, полусладкое и сладкое. Есть ещё креплёное, но это какбе не совсем вино, поэтому забудем о нём. Принципы деления строятся на сортах винограда и способах сбраживания, то есть, это особенности технологии, а не то, сколько спирта или какой колер добавили в готовый продукт. Ибо в нормальный продукт ничего не добавляют, он сам по себе. Отдельно стоит сказать о безалкогольном вине и шампанском, это готовый продукт, который после этого ещё обрабатывают, лишая его конкретно этанола (есть ряд способов). Отечественный "продукт" такого рода к нему не относится, это тупо газировка или разведенный сок (даже не всегда виноградный), зато в Европе это норма, для тех, кому алкогольное нельзя, но хочется. У всех типов вина есть традиции употребления, пища (не путать с закуской, вино закусывать не требуется), с которой лучще это вино пьётся, время употребления, количество и так далее.
Как и с пивом, винодельческая промышленность у нас прошла аналогичный путь из советских терний в... ещё большие тернии, но тут, увы, помогла наша власть. Почему "увы"? Смотрите сами. Для того, чтобы виноград начал давать плоды, пригодные для изготовления вина, нужно не меньше 5 лет (знаете, как если яблоню саженцем на даче посадить, она не даст кучу яблок на следующий год). Весь этот срок почву нужно удобрять, поливать и всё такое прочее. Собранный виноград выжимается, ферментируется и выдерживается после этого в деревянных бочках от полугода до пяти лет. И только после этого вино называется таковым, разливается по бутылкам и идёт на продажу. То есть, для получения продукта, который хотя бы отдаленно приближен к европейскому (где виноград выращивается сотни лет и уже есть вся инфраструктура для создания вина) требуется срок в районе 10 лет. А теперь представим, пусть и чисто умозрительно, отечественного бизнесмена, который берёт кредит на 10 лет для создания вина. Неасилит, адназначна. Точнее, осилит, но его продукт будет через 5 лет, очень молодым, кислым, и, мягко говоря, несравнимо хуже европейского качества, и это с учётом того, что его ещё и государство субсидирует. А оно его субсидирует. А европейскому, в дополнение, ещё и акциз вкручивает.
Поэтому наш производитель стремится не восстанавливать общемировые традиции, а следовать советским. И
и крепкое (даже водку не забыл)И, наконец, крепкие алкогольные напитки. Их, на самом деле, много и разных, но все они сводятся (если не трогать химпром) к многолетнему выдерживанию самогона на разном сырье. То есть, берём сырьё, ферментируем с участием сахара (опционально) и дрожжей, выдерживаем эн лет в деревянных бочках. Полученный продукт либо сразу разливаем, либо смешиваем с более молодыми версиями (купажируем, если по-умному), чтобы удешевить производство, а затем продаём. Продукт из виноградного сырья называется бренди (в этой стране - коньяк), из пшеничного - виски, из <укажи сырьё> - <укажи название>. Ликёры и настойки в нашей стране - это, чаще всего, продукт химпрома (ибо таки настаивают не на самогоне, а на продукции спиртзаводов), поэтому не будем их трогать.
В советское время практически весь крепкий алкоголь был замещён на водный раствор этанола, 40-процентный, в народе называемый водка. Целиком и полностью продукт химпрома, разные виды водки отличались только чистотой этанола, ГОСТ тому подтверждение. На Кавказе делали бренди, которое почему-то называли коньяк, даже специальный миф на эту тему придумали (будто бы французы из провинций Арманьяк и Коньяк приезжали в Армению и заценили местный бренди), в остальной части Союза просто добавляли в водку ароматизаторы и красители, называя данное убожество коньяком (и тут даже мифа никакого не было).
В отличии от предыдущих двух категорий, переходный постсоветский период сделал крепким алкогольным напиткам исключительно хорошо. Даже водка нынешняя часто не соответствует ГОСТу, ибо количество примесей в ней таково, что это не водка (однако, как и в случае с коньяком, всем плевать). А уж сам виноградный самогон настолько вырос в нашей стране и на Кавказе, что вполне способен на равных конкурировать как с Европой, так и со Штатами (у них, впрочем, картина в принципе иная, так что они эту конкуренцию не ощущают). Как человек, сравнивавший французский коньяк с российским и армянским, могу сказать, что продукция СНГ их VSOP может и обгонять. Вот с XO... не могу оценить, это для меня слишком дорого. В смысле, нерусское слишком дорого, а русское такое ещё попробуй найди.
А вот с пшеничным самогоном картина иная. Увы, но так исторически сложилось, что культура потребления крепких алкогольных напитков в нашей стране... отсутствует. Их пьют, чтобы нажраться, чтобы опьянеть, их не пьют (и не пили), чтобы приятно провести время или же провести вечер в хорошей компании. Традиции у нас другие, причём не то, чтобы советские традиции, а вообще... русские традиции. Поэтому несмотря на то, что в Британии и её бывших колониях у потребления виски сложилась весьма богатая культура, не направленная на опьянение, у нас она прижиться просто не имела шанса. Поэтому даже несмотря на то, что виски в нашей стране производят и оно достаточно успешно продаётся, всё равно отечественные ценители этого напитка будут предпочитать западную продукцию и разорять свои кошельки именно ею. Не потому, что российский виски плох (не ценитель, но я лично никакого негатива к этому отечественному продукту не испытываю), а потому, что вся традиция пития виски нерусская.
А русская... таки коньяк. Чем бы он при этом не являлся фактически. Потому что кроме бренди на виноградном сырье есть, например, ещё и ром на сырье из сахарного тростника. Который, конечно же, не растёт в России, но таки про коньяк уже было озвучено.
@темы: ЖЫзненное, Размышления